В этом месяце Apple запустила новый крупнобюджетный сериал «Основание», который в качестве фундамента использует одноименный роман Айзека Азимова. Но если вы ждали, что сериал будет отражением оригинальной книги или серии в целом, то вас ждет большое разочарование.
Пока что я посмотрел только две серии, даже если они не отражают весь сезон, их достаточно, чтобы сформировать примерное понимание того, что пытаются добиться продюсеры. И судя по всему, их главная цель — сделать красивую научно-фантастическую вселенную, но такую, которая лишена души самого Азимова.
«Основание» от Apple следует типичной модели современных интерпретаций. Продюсеры берут скелет сюжета и начинают адаптировать его в соответствии с набором определенных требований. Например, в сериале юного математика Гааля Дорника превратили в девушку. Каст в целом получился очень разнообразным и максимально безопасным — инклюзивность на месте. Однако я бы не сказал, что это плохо или неуважительно по отношению к Азимову. Мы живем в другие времена, и они накладывают свои отпечатки. Можно их принять и получить от интерпретации удовольствие, а можно упереться лбом и устраивать истерику, словно кто-то пытается залезть в голову и переписать оригинальные книги.
Сериал выглядит чертовки хорошо. Внимание к деталям, костюмы, графика и эффекты, представление технологий будущего — все выглядит достойно. Хотя остается ощущение «камерности», которого нет у других сериалов Apple (например, «Тед Лассо» или «Ради всего человечества»), в кинематографическом плане «Основание» точно заслуживает внимания. Хотя бы, чтобы оценить то, как современные дизайнеры пытаются изобразить идеи, сформированные в середине прошлого века.
Завязка сюжета в двух эпизодах тоже получилась грамотной — сценаристы не стали сильно переписывать ключевые моменты, так что спойлерить ни первый роман в серии, ни сериал я не буду. Несмотря на множество событий, они вполне гармонично вписались в два часа и поддерживают достойный темп — не слишком агрессивный, но и не затянутый, чтобы нагонять тоску.
Актерский состав и игра также понравились. Отдельные сцены получились не совсем убедительными. Некоторые моменты лишены контекста и у новичков могут вызвать массу вопросов. Также в сериале проскакивают вещи из общего лора, которые будет сложно интерпретировать без опыта с работами Азимова. Но не думаю, что у многих зрителей будет много вопросов на их счет. Такой подход полагается на идею, что зритель — не полный идиот, и способен осознать общую суть. Это гораздо лучше, чем озвучивание и объяснение всех мелочей.
У Apple получилась впечатляющая работа. В ней есть о чем обсудить, удивиться креативным решениям и даже выразить недовольство, что продюсеры снова толкают повестку. Однако главное, что пока не убедило в «Основании» — то что это Азимов. На основе двух эпизодов кажется, что это просто какая-то качественная научная фантастика. Те черты, с которыми я привык ассоциировать работы фантаста, проступают лишь в определенных ключевых моментах. Сериал может похвастаться лишь поверхностной тенью тех философских и моральных вопросов, которыми щедро посыпает Азимов. Они есть, но скорее идут «между прочим» и для многих зрителей могут пройти незамеченными.
«Основание» — это хорошая современная попытка напомнить универсальную истину, что ни одна империя не живет бесконечно. Любое формирование, рано или поздно, но столкнется с изменениями. С ними можно бороться, закрывая уши. Людей можно казнить или отправлять в ссылки. Можно публично объявлять о принимаемых мерах для стабилизации ситуации. Но все это выиграет лишь несколько дополнительных крупиц в песочных часах.
Что наша жизнь, как не маленький кирпичик в основании очередной Галактической Империи?
Источник: shazoo.ru